Невосприимчивые к проколам шины
Все автовладельцы понимают,
чем опасен прокол колеса в автомобиле. Ежедневно десятки тысяч человек
опаздывают на самолёт, деловую встречу, свидание и т.д из-за поврежденияшины.
С
момента изобретения автомобиля, именно на долю шин выпадает
наибольшее количество испытаний, начиная от особенностей погодных условий и
заканчивая дефектами дорожного покрытия и различными предметами на проезжей
части.
Производители шин
для автомобилей регулярно совершенствовали конструкцию, делая её более
устойчивой к износу и сравнительно недавно в свободной продаже появились
автомобильные шины, которые дали возможность машине полноценно передвигаться
даже после прокола. Это изобретение возвращает автовладельцам свободу выбора -
заменить колесо сейчас или сделать это позже.
Как правило, вес машины ложится не на сами шины, а на находящийся в них воздух
(или азот). Степень нагрузки зависит от таких факторов, как объём воздуха между
диском и резиной, способности шины к выдерживанию давления, уровень давления
воздуха в покрышке. Утечка воздуха чаще всего происходит из-за микропроколов и
повреждений, которые проявляются не сразу. Ответственным шагом должна стать
система постоянного мониторинга давления в шинах, а окончательной победой –
изобретение покрышек, которые бы давали возможность передвигаться, в том числе,
даже после полной разгерметизации.
На сегодняшний день идёт разработка технологий в трёх направлениях, которые
позволяют автомобилю не терять ходовых качеств после повреждения шины:
1.Система самогерметизации, 2.Система самоподдержки и 3.Система дополнительной
поддержки. Первые две уже достаточно широко применяются, а последняя пока
существует лишь в экспериментальных вариантах.
1. Шины, способные к самогерметизации.
Особенности данной технологии позволяют шине самостоятельно справиться с
проколом, не вынуждая совершать над ней каких-либо действий. Конструкция
этих покрышек идентичная с остальными, за исключением лишь
находящегося под протектором слоя герметика, способного самостоятельно затянуть
проколы, диаметром до 5мм. Сперва, после проникновения инородного предмета в
шину, герметик обволакивает его, а после извлечения заполняет образовавшуюся
полость. Так как все действия происходят с колесом сразу же после пробоя,
водитель даже не заметит произошедшего. Однако, в случаях более серьёзных
повреждениях, с которыми герметик не сможет справиться самостоятельно, шина
ведёт себя так же, как и обычное пробитоеколесо. Поэтому система
предупреждения о снижении давления в этом случае не требуется.
Пример продукции: Continental ContiSeal.
2. Самоподдерживающиеся шины.
Эти шины обладают усиленной конструкцией, которая позволяет им выдерживать
нагрузку даже при полном отсутствии давления. Их особенность в том, что в
боковинах таких колёс имеется слой каучука, который не позволит шине
«сложиться» и не даст боковине разорваться. Уникальная форма опорного кольца
позволяет устанавливать такие покрышки на любые стандартныедиски и
не даст колесу разбортироваться сразу после сдутия. Пробег
такой шины в среднем составляет около 80 км при скорости не выше 90км/ч. Ввиду
этого обязательно должна применяться система контроля потери давления, т.к.
если проблему не решить вовремя, покрышка будет испорчена
окончательно.
Примерыпродукции: Bridgestone RFT (Run Flat Tire), Firestone RFT, Yokohama Run
Flat, Pirelli RFT (Run Flat Technology), Goodyear EMT (Extended Mobility
Technology), Kumho XRP, Michelin ZP (Zero Pressure).
3. Шины с дополнительной поддержкой.
Эта система требует использования нестандартных, особых шин идисков,
которые должны стать обязательной комплектацией автомобилей будущего. В случае
потери давления воздуха в такой покрышке, абсолютно всю нагрузку автомобиля
берёт на себя закреплённая на диске так называемая, "кольцевая"
конструкция. Основное приемущество этой системы борьбы с проколами -
перекладывания несущей функции с шины на диск. Поэтому шина изнашивается
намного медленнее и практически не требует замены, равно как и несущий диск.
На сегодняшний день разработанная по данной технологии
система Michelin PAX применяется в компаниях Honda и Rolls-Royce, Pirelli разрабатывают
собственный вариант технологии, Bridgestone и Continental также
занимаются собственными разработками. Недостаток этой системы – несовместимость
несущего окольцованного диска со стандартными шинами, что вместе с низкими
объёмами производства не позволяет сократить цену на изделия.